Тактико-технические характеристики и управление парашютом Д1-5-у

Парашют Д1-5-у (десантный — 1-я модель — 5-я управляемая) был разработан после Великой Отечественной войны на базе десантного парашюта ПД-47. Он был одним из самых массовых парашютов, применявшихся в СССР. Предназначен данный парашют для учебно-тренировочных прыжков начинающих парашютистов и благодаря высокой надёжности и простоте популярен в России и до настоящего времени.

Тактико-технические характеристики парашюта Д1-5-у.

При общей массе парашюта и парашютиста 120 кг. конструкция парашюта Д1-5-у обеспечивает надежную работу на высоте до 1000 метров как при немедленном введении его в действие на скорости горизонтального полета до 250 км/ч, так и с любой задержкой раскрытия ранца. При этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышают 10g. Усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца или вытяжного троса как при принудительном раскрытии ранца, так и при ручном - не более 16 кгс.

Минимальная высота прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета до 180 км./ч. при немедленном введении парашюта в действие равна 150 метрам. Средняя вертикальную скорость снижения парашютиста, приведенная к стандартной атмосфере и замеренная на участке от 0 до 35 м. от земли равна 5,1 метра в секунду.

Парашют Д1 5у обеспечивает устойчивость при снижении. Управление парашютом осуществляется при помощи двух специальных строп управления. Разворот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления происходит за время не более 18 секунд. Скорость горизонтального перемещения парашютиста в процессе снижения в среднем равна 2,47 метра в секунду.

С парашютом Д1-5у применяются полуавтоматические приборы раскрытия парашюта ППК-У-575А или КАП-3П-575 и запасные парашюты типа 3-2, 3-1П, 3-3, 3-4 или 3-5.

Технический ресурс парашюта - 200 применений (уточняется в процессе эксплуатации) при условии своевременного ремонта и замены чехла купола.

Габариты уложенного парашюта, мм:

Длина - 570+20;
Ширина - 377+20;
Высота - 262+20.

Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки.

Комплект парашюта Д1-5-у.

В комплект парашюта входят: вытяжная веревка, вытяжной трос, предохранительный чехол, купол со стропами, подвесная система, ранец с гибкими шлангами, чехол купола, шаровой вытяжной парашют, вытяжное кольцо, вытяжное кольцо с тросовой петлей, переносная сумка, паспорт.

Особенности строения купола парашюта.

Купол круглой формы, сделан из перкаля, площадью 82,5 м². Состоит из четырёх секторов, каждый из которых сшит из пяти полотнищ. Для придания прочности по поверхности купола нашит усилительный каркас из капроновых лент прочностью на разрыв 150 кгс., образующих по периметру 28 петель, к которым крепятся 28 строп прочностью на разрыв 125 кгс., длинной 8,87 метра от кромки купола до полуколец подвесной системы. В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 430 мм. Между стропами у кромки купола нашиты карманы, ускоряющие наполнение купола. На полотнище между стропами 27-28, 28-1, 1-2 треугольные отверстия. При выходе воздуха из них создается реактивная сила, перемещающая купол в горизонтальном направлении. Для управления куполом к стропам 28 и 1 монтируются капроновые стропы управления, к ним красные клеванты (в простонародье бомбышки). Прочность строп управления на разрыв 150 кгс.

Введение в действие парашюта Д1-5-у.

Парашют имеет три способа введения в действие:

1. Принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола вытяжной верёвкой.

Карабин вытяжной верёвки крепится к тросу в самолёте. После отделения парашютиста натягивается вытяжная веревка до первой петли, шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков, ранец расчековывается, под действием массы парашютиста натягивается вытяжная веревка до второй петли, выходит купол в чехле, выходят стропы из сот на ранце, из сот на чехле, рвётся обрывная стропа, чехол принудительно стягивается самолётом с купола. Время проходящее с момента отделения от самолета до полного наполнения купола парашюта составляет около 3 секунд.

2. Принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола шаровым вытяжным бесстропным парашютом.

В этом случае вытяжная веревка не крепится к чехлу. Карабин верёвки крепится к тросу в самолёте. После отделения парашютиста от самолета под действием его массы вытяжная верёвка натягивается, шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков, ранец расчековывается, выходит шаровый бесстропный парашют, вытягивает за собой купол в чехле, выходят стропы из сот на ранце, из сот на чехле, шаровый парашют стягивает чехол с купола на длину стренги. Воздушный поток попадает в кармашки на кромке купола. Происходит наполнение купола с одновременным стягиванием чехла. Стренга состоит из капронового шнура длиной 1010 мм (в двойном сложении) и прочностью 550 кгс. Шаровый вытяжной парашют крепится к чехлу купола и стренгой к полюсу парашюта.

3. Ручное раскрытие ранца.

Расчековка ранца происходит вручную, парашютистом при помощи вытяжного кольца через заданный промежуток времени или на определённой высоте, а также с помощью страхующего прибора ППК-У-575А, в случае если по каким-либо причинам парашютист не сделал этого самостоятельно.

Управление парашютом Д1-5У.

Прежде всего необходимо определиться с терминологией:

Створ - линия, проходящая через центр точки приземления параллельно направлению ветра.

Траверз - линия, проходящая через центр точки приземления перпендикулярно направлению ветра.

Снос - смещение парашюта относительно земли.

Большой снос - скорость купола направлена по скорости ветра.

Малый снос - скорость купола направлена против скорости ветра.

Как было ранее упомянуто, парашют Д-1-5У имеет собственную скорость по горизонту, равную 2,47 м./с. и разворачивается на 360° за 18 сек.

После раскрытия парашюта и убедившись, что он работает нормально, парашютист должен определить свое положение в пространстве, найти аэродром и точку приземления. Определить снос, посмотрев на землю через край запасного парашюта. При хорошей выброске и одинаковом направлении ветра по высотам, парашютист должен смещаться по створу в направлении точки приземления. Поставив парашют нейтрально к ветру, т.е. боком, определить возможное место приземления.

Если оно находится за заданной точкой (переход) - нужно поставить парашют на малый снос и находится в таком положении от 10 до 20 секунд. Затем поставить парашют боком к ветру, развернувшись в другую сторону, т.е. если в первый раз разворачивались через правое плечо, следующий раз разворачиваемся через левое плечо, т.к. в то время когда мы стояли боком к ветру, купол выходил из створа.

Если возможное место приземления находится перед заданной точкой (недоход) - необходимо поставить купол на большой снос и находиться в таком положении от 10 до 20 секунд, затем сделать еще одну проверку, поставив купол боком к ветру. Так работать до высоты 100 метров, удерживая купол на траектории, ведущей в точку приземления. На высоте ста метров принять решение о приземлении на большом или малом сносе. Если точка приземления находится в центре песчаного круга, можно продолжить обработку цели на большом сносе. Если точка приземления задана на грунте аэродрома, то на высоте 100 метров необходимо развернуться против ветра, после чего приготовиться к приземлению.

Подготовка к приземлению на большом и малом сносе одинаковая. Нужно плотно сжать ноги и слегка согнуть их в коленях. Стопы держать параллельно земле. Ноги напряжены. После касания ногами земли упасть на бок или сделать кувырок вперед по направлению движения. Встать на ноги. Собрать парашют в сумку и вернуться на старт.

Если после открытия парашюта парашютист обнаружил, что он находится не в створе - нужно развернуть парашют, поставив его боком к ветру и войти в створ. Войдя в створ действовать, так как было рассмотрено ранее.

Если парашютист обнаружил, что из-за изменившихся погодных условий он не попадает в заданную точку приземления, он должен определить место возможного приземления, подобрать безопасный участок и двигаться туда. В случае резкого усиления ветра во избежание выноса за пределы аэродрома необходимо встать на малый снос и применить метод глубокого скольжения, что подразумевает под собой вытяжение двух-трех передних строп на 2-3 метра, в следствии чего форма купола будет нарушена и парашют начнет стремительно двигаться вниз в сторону натянутых строп. Не менее чем на высоте 100 метров стропы необходимо отпустить, чтобы купол восстановил форму и парашют вновь приобрел свою обычную скорость снижения перед посадкой.

08.07.2015

 Поделиться с друзьями: